«Мусум» или девичья марионетка, которой управляют омозукай и его два помощника.

Кукольный театр Бунраку

Бунраку, или японский театр кукол, является, вероятно, самой развитой формой кукольного искусства в мире. По стилю он ближе к Панч и Джуди, чем к Пинночио, потому что здесь нет струн, и в первые дни кукловоды были спрятаны за занавесом. Куклы большие — обычно размером с половину человека, а главными героями управляют три кукловода. Многие пьесы бунраку носят исторический характер и имеют дело с общей японской темой гири и ниндзё — конфликтом между социальными обязательствами и человеческими эмоциями. Величайшие произведения самого известного японского драматурга Тикамацу Монзаемона (1653-1724) — пьесы бунраку, многие из которых написаны вокруг этого вида конфликта.

Бунраку — это имя, обычно используемое для ningyo joruri — ningyo означает «марионетка», а joruri — это своего рода песнопение. Считается, что кукольные пьесы берут свое начало в X или XI веке. Странствующие артисты, многие из которых были на острове Авадзи в Внутреннем море Сето, представляли спектакли в близлежащих городах Осака и Киото.

 

Бунраку, каким мы его знаем сегодня, сочетая в себе кукольный, джорури и музыкальное сопровождение трехструнного сямисэна, начался в период Эдо (1600-1868) в Осаке. Как и кабуки до него, в 1600-х годах бунраку стал обычным человеческим эквивалентом но, который мог изучать только аристократия. Он был очень популярен с конца 17-го века, особенно из-за сотрудничества популярного певца Такемото Гидаю I с Чикамацу. Любовные самоубийства Тикамацу в Сонезаки (1703, Сонезаки Синдзю) по своему росту и теме эквивалентны «Ромео и Джульетте» Шекспира. Спектакль, основанный на недавнем любовном самоубийстве, был настолько популярен, что вызвал рост числа таких самоубийств — пока правительство не сделало его незаконным. Концепция постановки пьесы на недавнем событии была революционной и сильно поразила воображение зритлей. Одной из самых известных пьес «бунраку» — есть, вероятно, «Чушингура: сокровищница лояльных слуг» (Канадехон Чушингура), пьеса рассказывает о героизме, лояльности и мести, по ее мотивам поставили знаменитую пьесу кабуки и сняли много фильмов.

Разнообразие кукольных голов, которые используются для разных персонажей.
Разнообразие кукольных голов, которые используются для разных персонажей.

Омозукай, или основной кукловод, занимается управлением головы, чертами лица и правой рукой, а два остальных кукловода с более низким рейтингом управляют левой рукой (хидари-дзукай) и ногами (аси-дзукай). Помощники, как правило, учатся 10-лет, прежде чем стать омозукаем. Оомозукай виден зрителям — ведь он главная звезда представления — и часто красочно одет, в то время как другие операторы «невидимы» — на самом деле они просто в черных одеждах и капюшонах. У марионеток женских персонажей обычно нет ног, так как они одеты в кимоно во всю длину.

 

Начиная с периода Мэйдзи (1868-1912), когда западная культура становилась все более популярной, бунраку находился в упадке и полагается на государственную поддержку и доходы от Национального театра в Токио и Национального театра Бунраку в Осаке. Когда Национальный театр открылся в 1966 году, это был первый постоянный дом Бунраку за почти 150 лет. Несмотря на то, что время от времени наблюдается рост популярности, реальная проблема заключается в том, что мастера, которые создают куклы и костюмы, вымирают, а длительное обучение, необходимое для их замены, не привлекает сегодняшнее молодое поколение.

Оставьте ответ