Бандо Тамасабуро в «Глицинии Девы» (Fujimusume)

Театр Кабуки

Как было сценической традицией в елизаветинской Англии, кабуки исполняется исключительно мужчинами. Как ни странно, эта форма искусства была создана Окуни, служительницей святыни, в 17 веке. Несмотря на то, что аристократическое влияние на него сильно повлияло, театр кабуки был одним из самых востребованных населением. Большая часть популярности ранних, исключительно женских представлений была обусловлена их чувственным характером. Исполнителями были также проститутки, и зрители-мужсины не редко переставали себя контролировать. В связи с этим всем женщинам было запрещено исполнять любые роли. Но, заменившие женщин, молоденькие актеры мужского пола, также не брезговали занятиями проституцией и беспорядки в театре продолжали вспыхивать. Опять же, сёгунат был подавлен, и коллективы, состоящие из более старых актеров, должны были выполнять более формализованные и строго театральные драмы, основанные на кёгене. Изменения были внесены в традиционную сцену noh, такую как добавление занавеса для прорисовки и ханамичи (подиум) через аудиторию, чтобы позволить драматические входы и выходы.

Шикамацу Монзаемон (1653-1724), широко известный как величайший драматург Японии, провел середину своей карьеры в написании драм кабуки, хотя его величайшими произведениями были кукольные пьесы бунраку. Когда он вернулся в бунраку, многие поклонники пошли с ним, и актеры кабуки начали включать элементы бунраку, пытаясь вернуть их обратно. Среди великих династий Кабуки линия Итикава Данджуро, пожалуй, самая известная и продолжается по сей день. Итикава Данджуро II (1688-1758) представил много замечательных произведений и адаптировал кукольные пьесы для сцены кабуки. Преемники сыграли огромную роль в повышении статуса кабуки в обществе. Другие великие актерские династии включают Оноэ Кикугоро и Бандо Тамасабуро.

Актеры, которые играют женские роли, известны как оннагата или ояма, такие, как Бандо Тамасабуро (выше). Когда кабуки приобрели респектабельность, важность этих ролей возросла. Одним из первых известных оннагата был Ёсизава Аяме I (1673-1729). Большинство великих актеров кабуки строили свою репутацию исключительно на этих ролях. Спектакли — это не столько «действие» в западном смысле, сколько стилизованное представление о женской красоте или добродетели. Ранние оннагаты должны были сохранять свою женскую индивидуальность и одеваться даже так даже в повседненой жизни. Такую практику искоренили в Реставрации Мэйдзи в 1868 году.

Кабуки исполняется на большой вращающейся сцене и имеет такие знакомые сценические устройства, как сценические фоны и люки для неожиданных входов. Камите (сцена слева) часто там, где вы увидите важных или высокопоставленных персонажей, в то время как shimote (стадия справа) занята персонажами низшего ранга. Актеры выполняют ката (формы), как они были выполнены на протяжении поколений. Пример — ми или поразительное отношение, часто со скрещенными глазами и преувеличенным выражением драматического эффекта.

Арагото или «грубый стиль» актерского мастерства иллюстрируется таким преувеличением и драматическим макияжем и костюмом. Это связано с линией Ichikawa Danjuro, юным принцем которой сейчас является Ichikawa Ebizo (слева). Несгибаемые зрители присоединяются к действию, вызывая яго (дом или фамилию) актеров в предписанные моменты в спектакле. Обычная мужская роль в театре кабуки включают красивого любовника, добродетельного героя или злого самурая; для оннагаты роли — высокопоставленная самурайка, молоденькая девушка или злая женщина.

Традиционный кабуки очень мелодраматичен, но строго историчен. Как и произведение Шекспира, старые истории и персонажи в пьесах знакомы всем, кто в курсе, хотя сам язык часто устарел и ему трудно следовать. Но в то время как шедевры Барда все еще широко популярны среди всех возрастов, кабуки больше не представляет большого интереса для молодых японцев. Аудитория, как правило, состоит из пожилых людей и утонченных девушек. Одна из самых известных историй, «Чушингура» — рассказ о мести и лояльности, — большая часть своей популярности сегодня обязана многим адаптациям фильмов. Различные актеры и труппы работали над тем, чтобы включить элементы авангарда в кабуки, и работали в других областях, таких как телевидение и кино. Сами актеры, кажется, в порядке, по крайней мере, те из знаменитых династий Кабуки. Их романтические авантюры появляются в газетных заголовках, и они появляются в странной телевизионной рекламе, так что, я полагаю, в старом виде искусства еще есть жизнь.

Кабуки — действительно театральное зрелище, сочетающее форму, цвет и звук в одной из великих театральных традиций мира. Но что касается погружения пальца в этот конкретный культурный пруд, вероятно, вам понадобится полчаса, проведенных в театре Кабукиза в Токио, Син-Кабукиза в Осаке или Минамиза в Киото. В Kabukiza, например, есть отдельная касса для мест на 4-м этаже, где вы можете наслаждаться одной частью программы всего за 500 иен. Билеты для всей программы варьируются в цене от 2400 иен до 16000 иен. Доступно английское «Руководство по наушникам» (кроме 4-го этажа), чтобы дать вам краткое изложение того, что происходит, а также дать вам немного фона. Не стесняйтесь вставать и уходить, когда с вас хватит!

В ноябре 2005 года ЮНЕСКО объявила о своем решении назначить кабуки одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества. Конечно, помогло и то, что генеральным директором ЮНЕСКО в то время был японец Мацуура Коитиро. Кабуки присоединился к Театру Nohgaku, аналогично назначенному в 2001 году, и Кукольному театру Ningyo Johruri Bunraku, обычно просто называемому Bunraku, назначенному в 2003 году.

Оставьте ответ