Центральная сцена в пьесе но

Театр Но

Но — это самая старая из существующих форм театра, и, хотя она может показаться очень непостижимой и, допустим, скучной, в Японии она пережила период возрождения. Главной причиной стала растущая популярность нового молодого поколения звезд. Наиболее заметными среди них были Изуми Мотоя, которого часто называют Принцем Но, его сестрами Джунко, Мияке Токуро и Номура Мансай. Изуми Джунко была первой женщиной-исполнительницей Но и явно привлекла к себе большое внимание. Номура сыграла главную роль в популярном периодическом фильме «Оммёдзи» (2001), снятом в эпоху Хэйан.

Но вырос в 14 веке из сочетания китайского исполнительского искусства, известного как саругаку, и традиционного японского танца под названием дэнгаку. Действующие труппы находились под патронажем святынь и храмов, и их выступления были такими же «проповедями», как и развлечениями. Нынешняя форма Но датируется примерно концом 14-го века, когда основными драматургами / актерами были Каннами и его сын Зеами. Выступив для сёгуна Асикага Ёсимицу (1358-1408), они получили его спонсорство и достигли более высокого социального статуса, чем актеры когда-либо достигали. Зеами написал много пьес, которые до сих пор исполняются, в том числе классику Такасаго и The Well Curb (Изуцу), и его идеи о дзен и театре составляют основу Но. В некотором смысле, Но представляет строгий буддийский образ жизни, принятый аристократией, в то время как Кабуки представляет более приземленную, анимистическую синтоистскую философию.

 

В течение столетия гражданской войны (1467-1568) у сёгуната было мало времени на культурные развлечения, но остальная часть населения приняла их. Но вместе с другими видами искусства чайная церемония и буддизм распространились по всем уровням общества. Когда мир вернулся, то же самое произошло и с покровительством сёгуна, на этот раз с новым энтузиазмом. Хидэёси и позже Иэясу праздновали их приход к власти с помощью представлений Но.

 

Стремясь сохранить Но как исключительную собственность аристократии, простым людям было запрещено учиться музыке и танцам Но. Но ближе к концу периода Эдо (1600-1868), когда военный класс начал терять власть, но и кабуки стали все более популярными среди людей. Государственные субсидии прекратились с падением сёгуната в 1867 году, и представители дворянства взяли на себя роль спонсора. Хотя он пострадал в результате реформ, проведенных в период Мэйдзи (1868-1912), он сохранил достаточно поддержки и частного спонсорства, чтобы выжить и даже процветать.

 

Большинство представлений — в помещении, но сцена (бутаи) сохраняет свой оригинальный внешний дизайн с галькой и небольшими соснами. В типичной сцене ши-тэ — главный актер (центральная сцена), поддерживаемый компаньоном, тсуре (сцена слева) и второстепенным актером, ваки (крайний справа).

 

Спектакль сопровождается тремя или четырьмя традиционными музыкальными инструментами, такими как барабан tsuzumi и сямисэн, и хором из шести или восьми человек. Каждый исполнитель имеет свое место на сцене. Ход пьесы может быть определен позициями двух главных действующих лиц.

Персонаж главного актера создается с помощью комбинации масок и сложных костюмов. Он последний, кто прибывает на сцену, появляется из темноты и входит по хасигакари, или по мосту за главной сценой. Он носит по крайней мере пять слоев одежды, создавая присутствие больше, чем жизнь. Часто он меняет свою маску в середине выступления, чтобы раскрыть свою истинную сущность. Декорации практически не существуют, но реквизит играет важную роль. В частности, Chukei (складывающиеся вентиляторы) используются для представления объектов или выражения действий. Спектакль представляет собой сочетание песни, диалога, музыки и танца. Как классическая проза, так и поэзия используются и находятся за пределами понимания большинства японцев. Но, как и в Кабуки, эта история уже знакома аудитории, и здесь важна атмосфера и эстетика.

Кёген

В течение интервала, а также между отдельными играми в Но, есть полчаса исполнения кёгена. Эти спектакли бывают разные — некоторые служат простым объяснением истории пьесы Но, другие просто предлагают какое-то комическое облегчение. Кёген на самом деле является сложной формой искусства сам по себе, но чаще всего считается частью Но.

 

Существует пять типов пьес Но, и традиционные программы включают одну из них по порядку. В них представлены следующие персонажи: боги, воины, красивые женщины, различные фигуры (часто современные фигуры или сумасшедшие женщины!) И, наконец, демоны. Самая популярная пьеса в репертуаре Но — Lady Aoi (Aoi no Ue), основанная на событиях из знаменитого романа 11-го века «Сказка о Гэндзи».

 

Как и в случае с кабуки, в полном формате трудно справиться с Но. Спектакли очень длинные, хотя они разбиты случайными набросками кёгена. Слово Но на самом деле означает способность или умение, и вам понадобится много его, чтобы справиться с полной эффективностью! Если вам посчастливилось поймать (относительно короткое) представление, которое проводится на улице где-нибудь в стране в теплую летнюю ночь с зажженными факелами для освещения, это действительно настоящий опыт. Жуткие маски действительно приходят в себя и почти кажутся живыми. И поверьте мне, дети не будут благодарить вас за то, что они заставили их провести какое-то время в компании одной из тех масок «ханни», или женщины-демона (слева). Тем не менее, они делают отличные сувениры.

Оставьте ответ